Великий Ровинский Д. А. и его мертвецкая
Оригинал взят у aldusku в Великий Ровинский Д. А. и его мертвецкая Маковский Владимир Егорович Портрет Ровинского Д. А. 1894. ГТГ. Холст, масло. 68х55 Современник нашего героя, Бисмарк сказал: «Кто любит хорошую колбасу и хорошую политику, не должен видеть как делается и то, и другое». Сегодня мы немного поговорим о великом исследователе в сфере книг и гравюр — Ровинском Дмитрии Александровиче (1824—1895). Великий юрист, сенатор, почетный член Академии наук и прочее. Я не собираюсь рассказывать его интереснейшую биографию задолго до меня это блестяще сделали его великие товарищи Кони А. Ф. , Стасов В. В. , Забелин И. Е. Адарюков В. Я. (список источников я укажу в конце, для совсем не в теме — WiKi ). Благодаря его трудам до нас дошли редчайшие гравюры и русский лубок, мы можем лицезреть своих царей и императоров, посмотреть фейерверки и иллюминации XVIII столетия, обладаем энциклопедическими сведениями о граверах и иконописцах Российской Империи. Ни один серьезный труд по истории русского искусства или книгопечатания не может обойтись без ссылки его труды. Он собирал гравюры для своих изданий по всему свету: Европа, Китай, Индия — везде он искал иллюстрированные издания по истории России. Вот как это описывал книгоиздатель М. В. Сабашников : Невысокого роста, с вьющимися седыми волосами, он носил на голове черную «мюц» и видом походил на какого-нибудь французского архивариуса. Он приходил к нам в Жуковку запросто, всегда пешком. Охотно рассказывал про свои многочисленные путешествия и про разные забавные случаи его коллекционерской деятельности. Так, например, когда он собирал офорты Рембрандта, то встретился с серьезным затруднением в проникновении на чердаки старых домов в Генте, Антверпене, Брюсселе и других городов, где надо было искать забытые офорты, а при случае можно было наткнуться на старые доски [гравюры на дереве]. Постороннего человека зря пускать на чердак ни у кого охоты не было. Объяснить же всем цель поисков было и затруднительно, и нежелательно. Ровинский сошелся с предпринимателем, скупавшим чердаки для очистки от голубиного помета, представляющего, как известно, великолепное удобрение. По соглашению с предпринимателем, Ровинский имел право выбрать на купленном чердаке то, что его интересовало, после чего уже очистка чердака переходила в руки предпринимателя. Но был и другой аспект деятельности Дмитрия Александровича, который и дал название заметки. Большую часть гравюр (а их у него было по некоторым источникам свыше 50 000) он просто вырывал из книг. Для остатков книг он выделил специальную комнату в усадьбе, которую называл «мертвецкой». Так что трудно назвать Ровинского — библиофилом. Кстати, подмосковная усадьба размещалась возле северной стены церкви Спаса Нерукотворного образа (ныне Рябиновая ул. , 18 ). Чуть ниже я размещаю статью Ахуна Михаила Ильича 1890-1941, опубликованную в любимом «Альманахе библиофила» 1929. Статья, посвященная библиотеки Ровинского небольшая как и его книжное собрание (в которое как Вы понимаете входили издания не интересовавшие собирателя на предмет иллюстраций). Про книги, похороненные в «мертвецкой», автор деликатно пишет: Ровинский, составляя свое книжное собрание, нередко преследовал цели, выдвигаемые его научными занятиями иконографией. Вот почему многие издания, входившие в состав его библиотеки, страдают отсутствием иконографического материала, изъятого самим собирателем, коллекционировавшим гравированные портреты, запечатленные им в ряде монументальных изданий. С уверенностью сказать про любую, указанную в его исследованиях, книгу, что как минимум один экземпляр был уничтожен. Но зато какие труды. Список основных трудов Ровинского Д. А. Ровинский, Д. Русские граверы и их произведения с 1564 года до основания Академии художеств. М. : Издание Графа Уварова, 1870. Материалы для русской иконографии. Собрал Д. А. Ровинский. Вып. I-XII. СПб. : Экспедиция заготовления Гос. бумаг, 1884-1891. Русские народные картинки. Собрал и описал Д. А. Ровинский. В 5-ти книгах. С. -Петербург, Экспедиция Заготовления Государственных бумаг, 1881. + Русские народные картинки. Собрал и описал Д. А. Ровинский. Атлас. В 3-х томах, 4-х книгах. С. -Петербург, Экспедиция Заготовления Государственных бумаг, 1881. Ровинский, Д. А. Русские народные картинки / собрал и описал Д. А. Ровинский; Посмертный труд печатан под наблюдением Н. П. Собко. В 2 т. Т. 1-2. СПб. : Изд. Р. Голике, 1900. Ровинский, Д. А. [автограф] Николай Иванович Уткин, его жизнь и произведения. СПб. : В Тип. Имп. Акад. Наук, 1884. Ровинский, Д. Русский гравер Чемесов. Гелиографические копии с его произведений, сделанные по способу Г. Скамони. [Tschemessoff, graveur Russe eleve de G. F. Schmidt. Son oeuvre reproduit par le procede de G. Scamoni. Издание на французском языке]. СПб. : Экспедиция Заготовления Государственных Бумаг, 1878. Ровинский, Д. Виды Соловецкого монастыря, отпечатанные с древних досок, хранящихся в тамошней ризнице. СПб. : Экспедиция Заготовления Государственных Бумаг, 1884. Ровинский, Д. А. Подробный словарь русских гравированных портретов. В 4 т. Т. 1—4. СПб. : Тип. Имп. Акад. Наук, 1886—1889. Ровинский, Д. А. Подробный словарь русских граверов XVI-XIX вв. С 720 фототипиями и 210 цинкографиями в тексте. В 2 т. Т. 1—2. СПб. : Тип. Имп. Акад. наук, 1895. (посмертное издание) Ровинский, Д. А. Словарь русских гравированных портретов. СПб. : Тип. Имп. Акад. Наук, 1872. Ровинский, Д. А. Подробный словарь русских гравированных портретов. В 2 т. Т. 1-2. СПб. : Типография Императорской академии наук, 1889. Ровинский, Д. А. Словарь русских гравированных портретов. Гравюры. Дополнительные листы, собранные и изготовленный тиражом 100 экз. П. П. Шибановым. 1890-е гг. 94 л. с 486 Ровинский, Д. А. Полное собрание гравюр учеников Рембрандта и мастеров, работавших в его манере. СПб. , 1894. Ровинский, Д. А. Полное собрание гравюр Рембрандта со всеми разницами в отпечатках. 1000 фототипий без ретуши. Собрал и привел в порядок Д. Ровинский. СПб. : Типография Имп. Акад. Наук, 1890, в 4 томах. Карион [Истомин]. Букварь славянороссийский писмен уставных и спорописных, греческих же латинских и польских. - [СПб. ]: [Д. А. Ровинский; Экспедиция заготовления государственных бумаг], [1892]. Собко, Н. П. Василий Григорьевич Перов. Его жизнь и произведения. 60 фототипий с его картин без ретуши / текст Н. П. Собко, издание Д. А. Ровинского. СПб. : Тип. М. М. Стасюлевич, 1892 Ровинский, Д. Сборник сатирических листов извлеченный из «Материалов для русской иконографии». В 2 т. Т. 1. СПб. : Экспедиция Заготовления Государственных Бумаг, 1893 Ровинский, Д. А. Обозрение иконописания в России до конца XVII века. Описание фейерверков и иллюминаций. СПб. : Изд. А. С. Суворина. 1903. IV, [2], 330 с Полное собрание гравюр Адриана Ван-Остаде / обл. худ. М. Добужинского. 221 фототипия без ретуши. Собрал Д. А. Ровинский. Привел в порядок и снабдил предисловием Н. Д. Чечулин. Издание С. Н. Котова. СПб. : Т-во Р. Голике и А. Вильборг, 1912. М. И. Ахун. О библиотеке Д. А. Ровинского Сообщение, читанное в заседании Ленинградского Общества Библиофилов, посвященном памяти Д. А. Ровинского, 6 октября 1924 г. Писатель и ученый, глубокий знаток и работник в области искусств, опытный законовед и судебный практик, коллекционер и блестяще образованный человек Дмитрий Александрович Ровинский оставил обширное собрание книг по различным отраслям знания, соответствующее широкому кругу его научных интересов. В книжном собрании Ровинского наиболее полно были представлены отделы истории искусств и юриспруденции. Вся его научная библиотека, в количестве 1. 617 названий, в 2, 623 тома, согласно завещательному распоряжению, поступила в Училище Правоведения (в 1895 г. ), где она была размещена в особых шкафах и книги были снабжены на корешках переплетов белыми ярлыками с печатной буквой «Р». Последние, в большинстве случаев, служат единственным доказательством принадлежности книги Ровинскому, который не имел специального книжного знака и, по-видимому, избегал делать на книгах какие либо пометки. Для составления систематического каталога библиотеки Ровинского, как и всего книжного собрания Училища Правоведения был приглашен в 1897 г. магистрант Юрьевского университета М. К. Шокгоф. После Октябрьской революции, по упразднении Училища Правоведения, небольшое число книг, главным образом библиографические издания, вошло в состав библиотеки Ленинградского Сельскохозяйственного Института (занявшего помещение Училища); вскоре значительная часть библиотеки Ровинского, вместе с остальной библиотекой Училища, поступила в Научное Общество Марксистов, где она частично была распродана. Пишущему эти строки, благодаря любезному разрешению председателя библиотечной комиссии И. С. Книжника и содействию, оказанному некоторыми членами Общества, удалось из груды книг, подлежащих разборке, выискать экземпляры, принадлежавшие Ровинскому. Ровинский на смертном одре 11 июля 1895 Вильдунген Такое несистематическое обозрение лишает возможности составить хоть сколько-нибудь полную характеристику библиотеки Ровинского, но оно все же дает возможность судить о ее составе. Среди книг из собрания Ровинского следует отметить, прежде всего, ряд увражей иконографического характера, как-то описания коронаций XVIII века, роскошно издававшихся со многими гравированными листами, сюиты портретов, альбомы видов отдельных местностей России, далее значительное число путеводителей по художественно-историческим музеям и картинным галереям («Notice des estampes exposées a la bibliothèque du Roi». A Paris, 1823, и мн. др. ), ряд монографий по истории искусств писателей первой половины XIX века (Густава-Фридриха Вагена (1794—1867) «Kunstwerke und Künstler in England und Paris». Berlin, 1867; Антуана Кризост Катрмер де Кенси (1755-1849) «Histoire de la vie et des ouvrages célebres architectes», Paris, 1830, и др. ). Кроме того, в библиотеке Ровинского имелся довольно полный подбор, на русском языке, сочинений по археологии: И. Е. Забелина, изданий В. А. Прохорова и др. Из т. н. «подносных» экземпляров, т. е. с дарственными надписями, я встретил сочинения И. Е. Забелина, П. В. Владимирова — автора книги «Доктор Франциск Скорина», Киев, 1888 г. , и А. И. Сомова, в литографированные лекции которого по истории искусств вплетено письмо его Ровинскому (от 27 сентября 1890 г. ). Следует также отметить, что Ровинский, составляя свое книжное собрание, нередко преследовал цели, выдвигаемые его научными занятиями иконографией. Вот почему многие издания, входившие в состав его библиотеки, страдают отсутствием иконографического материала, изъятого самим собирателем, коллекционировавшим гравированные портреты, запечатленные им в ряде монументальных изданий. Помимо научной библиотеки, поступившей в 1895 году в Училище Правоведения, после смерти Ровинского осталось книжное собрание (около 500 томов), поступившее в 1903 году в б. Румянцевский музей. Последнее состоит из книг и брошюр на русском и иностранных языках, крайне разнообразных по своему содержанию. В числе этих книг имеется довольно обширная серия изданий начала XIX века на итальянском языке (около 186 томов). Она представляет довольно полный подбор сочинений известных итальянских ученых и литераторов (Torqualo Tasso, Petrarka, Villani и др. ). Д. А. Ровинский завещал все свои богатейшие коллекции, с большой любовью им собираемые в течение всей своей жизни, нашим ученым учреждениям и учебным заведениям. Он уразумел истую цель коллекционерства: собирать и сосредоточивать у себя все, сообразно своим научным интересам, а затем сделать это достоянием народа. Таков смысл и такова цель частной инициативы в собирательстве. Источник: М. И. Ахун. О библиотеке Д. А. Ровинского // Альманах библиофила Л. : Ленинградское общество библиофилов. 1929 стр. 202-206 Список литературы о Ровинском Д. А. Адарюков В. Я. Архив Дмитрия Александровича Ровинского // Среди коллекционеров. 1921. № 6-7. С. 11-20. Адарюков В. Я. В мире книг и гравюр: Воспоминания. М. , 1984. С. 9. Адарюков В. Я. Гравюра и литография в книге XIX века: Портреты издателей и художников русской книги. М. , 1984. С. 9. Адарюков В. Я. Д. А. Ровинский коллекционер // Среди коллекционеров. 1921. № 2. С. 1-4. Адарюков В. Я. Дмитрий Александрович Ровинский: Материалы для его биографии // Старые годы. 1916. Апрель-июнь. С. 93-110. Ахун М. И. О библиотеке Д. А. Ровинского // Альманах библиофила Л. : Ленинградское общество библиофилов. 1929 стр. 202-206 Венок Ровинскому. Предисловие Григорий Стернин. М. : Пинотека 2003 с. 288 Водо Н. Н. Столетие Гравюрного кабинета //50 лет Государственному музею изобразительных искусств им. А. С. Пушкина: Сб. статей. М. , 1962. С. 15, 17. Вострышев М. И. В суде, на чердаках и в дальних странах / Вострышев М. И. Московские обыватели. М. : Молодая гвардия, (серия ЖЗЛ) 2003. Стр. 232-238 Джаншиев Г. Эпоха великих реформ. СПб. , 1907 Забелин И. Е. Воспоминания о Д. А. Ровинском. Спб. , 1896. Земенков B. C. Памятные места Москвы. М. , 1959. С. 94. Знакомые. Альбом М. И. Семевского 1888 Стр. 54, 72, 151, 309 Иваск У. Г. Частные библиотеки в России: Опыт библиографического указателя // Приложение к журналу «Русский библиофил» за 1911 год. Спб. , 1912 № 964. Иконников B. C. Опыт русской историографии. Киев, 1891-1892. Т. 1, кн. 1. С. 71-72, 295, 307, 433, 479, 723, 818-819; Т. 1, кн. 2. С. 1210, 1274, 1361, 1368, 1370, 1373-1377, 1401-1404, 1408, 1418, 1507, 1717. Кони А. Ф. Д. А. Ровинский // Очерки и воспоминания. Спб. , 1906. С. 521-624. Кони А. Ф. О Д. А. Ровинском // Среди коллекционеров. 1921. №5. С. 27-28. Левинсон-Лессинг В. Ф. История картинной галереи Эрмитажа: 1764 —1917. Л. , 1985. С. 209. Миронов А. Московский Публичный и Румянцевский музеи как художественно-воспитательные учреждения. М. , 1899. Отчет Московского Публичного и Румянцевского музеев за 1897 год. М. , 1898. Отчет Московского Публичного и Румянцевского музеев за 1903 год. М. , 1904. С. 47. Публичное собрание Императорской Академии наук в память ее почетного члена Д. А. Ровинского: 10 декабря 1895 года. Спб. , 1896. Ровинский Д. А. : К 50-летию служебной деятельности // Нива. 1894. № 24. С. 570-571. Ровинский Д. А. : Некролог // Нива. 1895. № 25. С. 602-603. Романюк С. К. Из истории московских переулков. М. , 1988. С. 159, 190, 192. Сабашников М. В. Воспоминания. М. , 1988. Старикова Л. М. Дмитрий Александрович Ровинский. Об историке, юристе, коллекционере Д. А. Ровинском (1824-1895) // Московский журнал. № 8 (224) 2009. С. 30-38. Стасов В. В. Воспоминания о Д. А. Ровинском // Статьи и заметки, публиковавшиеся в газетах и не вошедшие в книжные издания. М. , 1952. Т. 1. С. 182-189. Стасов В. В. Новые труды Д. А. Ровинского // Статьи и заметки, публиковавшиеся в газетах и не вошедшие в книжные издания. М. , 1954. Т. 2. С. 417-431. Шилов Ф. Г. Судьбы некоторых книжных собраний за последние 10 лет (опыт обзора) // Альманаха библиофила 1929 Внимание!!! Анонс!!! В ближайший месяц в журнале «Тарантас. Антикварные книги и путешествия» (проще в моем ЖЖ) будут размещены «Материалы для русской иконографии» (12 томов). Это наиболее редкое издание (тираж 125 экз. ) и наиболее красочное ( 480 гравюр ) с их подробным историческим и художественным описанием. От Ивана Грозного до английских карикатур на Его Императорское Величество. Прием почетного интуриста Наполеона и ответный визит нашего ограниченного состава туристов в Париж. Подписка принимается во всех точках земного шара. Абсолютно бесплатно: в рамках проекта «Доброе слово и кошке приятно» Скажу честно, если все удастся, тема Rossica — будет частично раскрыта. Я уверен, это будет интересно не только любителям антикварных книг и гравюр, но и всем кто интересуется историей России (комментарии Ровинского бесценны). P. S. По поводу «мертвецкой» — я не выдумал. Данные сведения приводит великий библиофил и академик Маркушевич Алексей Иванович в своей статье: Маркушевич А. И. Библиотека ученого // Наука и жизнь. 1972. № 5. С. 38-43 «Такое обращение заставляет вспомнить о выдающемся русском историке искусства и коллекционере гравюр Д. А. Ровинском (1824-1895), который для пополнения своих исключительных коллекций гравюр вырывал из купленных им книг интересовавшие его гравированные портреты, а ставшие ненужными книги помещал в особую комнату, которую он называл «мертвецкой». Книги оттуда возвращались по пониженным ценам к книготорговцам. Ровинский не шутя утверждал, что именно таким путем он создает возможность неимущему человеку приобрести по дешевке книгу, в которой последнего интересует главным образом текст. Он добавлял, что «все почти библиофилы вместе с тем и охотники до портретов, и в их собраниях, как и во всяком другом, девять десятых портретов выдраны из тех же книг; да другим способом ни одного портретного собрания и составить нельзя» [ Цитата из Ровинский Д. А. Подробный словарь русских гравированных портретов. Спб. , 1889. Т. 4. С. 572-573. ]». СОДЕРЖАНИЕ ЖУРНАЛА БИБЛИОФИЛА (ПОСТАТЕЙНОЕ) Внимание!!! Если Вы копируете статью или отдельное изображение себе на сайт, то обязательно оставляйте гиперссылку непосредственно на страницу, где размещена первоначальная статья пользователя aldusku. При репосте заметки в ЖЖ данное обращение обязательно должно быть включено. Спасибо за понимание. Copyright © aldusku. livejournal. com. Тираж 1 штука. Типография «Тарантас».
12.04.2016 смотреть >>выставка в антикафе ЗЕЛЕНАЯ ДВЕРЬ
https://vk. com/zdver
09.04.2016 смотреть >>Микроскоп
. . . для исследования дрожжевых бактерий :)) Винный штопор. Фотки кликабельны.
08.04.2016 смотреть >>Bob Basset Dragon In Basket Leather Bag-Backpack
http://bobbasset. com/items/dragon-in-basket-leather-bag-backpack
06.04.2016 смотреть >>Рыбацкие призовые кубки
. . . в четырёх номинациях :) Фото кликабельны
05.04.2016 смотреть >>Выставка "Идеалы красоты" в галерее Виноградовой.
Скоро выставка в галерее Виноградовой уже закончится, а я еще даже фотографии с выставки не показала, извиняюсь. Она открылась 8-го марта на которой 5 женщин-художниц представили свои работы. Вот показываю и напоминаю, если кто-то хотел что-нибудь купить, пока выставка еще работает, спешите это сделать. Сама хозяйка галереи Марина Виноградова:
01.04.2016 смотреть >>USS Seawolf
Главное управление военно-морских сил (Department of the Navy) Северо-Американских Соединённыхъ Штатов, получив агентурные сведения о секретной кораблестроительной программе британского Адмиралтейства, оценило угрозу своим трансокеанским коммуникациям со стороны бывшей метрополии как весьма серьёзную. Для борьбы с новейшими британскими субмаринами серии Joker была разработана подводная лодка Seawolf повышенной маневренности, оснащённая ядерной силовой установкой и мощными челюстями :) Интерьерный светильник, длина 60 см. Фотографии кликабельны. Верхняя челюсть откидывается - для замены лампочки:
31.03.2016 смотреть >>Красные груши.
Груши лежат на той же вышивке, что и на предыдушей картинке, только здесь показана обратная ее сторона. Я специально повернула вышивку на левую сторону, т. к. там вышивка тоже очень красиво выглядит и очень загадочно.
30.03.2016 смотреть >>ВЫСТАВКИ КАРТИН В АНТИКАФЕ ПРОДОЛЖАЮТСЯ 2016 :
ВЫСТАВКИ КАРТИН В АНТИКАФЕ ПРОДОЛЖАЮТСЯ 2016 : 47картин(картон/масло) "ТЕРРИТОРИЯ ОБЩЕНИЯ" м. Красносельская https://vk. com/event81573396 17картин(холст/масло) "ТЕРРИТОРИЯ ОБЩЕНИЯ" м. КитайГород https://vk. com/event92269988 8картин(холст/масло) "БАБОЧКИ" м. Таганская https://vk. com/wall-34315396_11467
30.03.2016 смотреть >>новая кукла
" Секретик" (рабочее название " Из чего только сделаны дквочки. . ") рост 60 см, высота сидя на стульчике 48 см материалы : Ладолл, папье-маше, шелк, войлок на шелке металлическая фурнитура искусственно состаренная, бисер, . . . лиф платья из винтажной бисерной сумочки. . , ручки и ножки на бусинных соединениях, в костюм вшиты неодимовые магниты, что позволяет менять и фиксировать положение рук, натуральные волосы " вживлены" в силиконовый слой, роспись красками Генезис, единственный экземпляр
29.03.2016 смотреть >>Паровой мустанг :)
Визитница-карандашница на стол администратора стимпанк-кафе - по мотивам картин Вадима Войтеховича. Длина около 40 см. Изображения кликабельны.
24.03.2016 смотреть >>первый выход
колитесь теперь, что вы запомнили из своего первого раза? однажды в школе мне довелось готовить вечер юмора (одной) я вышла с листом бумаги, где записала всё самое смешное, и ржала у доски полчаса в одно лицо. с тех пор я не готовлю вечеров юмора.
23.03.2016 смотреть >>первый выход
колитесь теперь, что вы запомнили из своего первого раза? однажды в школе мне довелось готовить вечер юмора (одной) я вышла с листом бумаги, где записала всё самое смешное, и ржала у доски полчаса в одно лицо. с тех пор я не готовлю вечеров юмора.
23.03.2016 смотреть >>Bob Basset x Plarium
New project for Plarium Game Studio based on Total Domination: Reborn game. Good Start! Bob Basset Instagram
22.03.2016 смотреть >>